Рано или поздно, так или иначе (outside_flo) wrote in ru_sabi,
Рано или поздно, так или иначе
outside_flo
ru_sabi

3. вода живая, вода мертвая и младенцы.

...В древней мифологии вода является двояким символом, стихией смерти-возрождения. С одной стороны считалось, что текущая вода (вода в движении: дождь, река, ручей, любой поток) обладает очистительной и оплодотворяющей силой. Поэтому русалка-берегиня, живущая в реке или ручье, является силой обеспечивающей урожай. Представление об оплодотворяющей силе воды отразилось также во множестве древних обрядов, к которым, например, можно отнести валяние в росе бесплодных женщин, стремящихся забеременеть. Не меньшее количество обрядов отражает представление об очистительной силе воды, например, «в Славонии, до восхода солнца девушки шли умываться к источнику или колодцу, чтобы лицо было красивым и чистым». К очистительным обрядам относится и христианский обряд крещения в струящихся водах реки.

С другой стороны стоячая вода — это стихия смерти. Море является царством богини смерти Моры (Морены, Маринки), куда отправляются души умерших. Это было отражено в древней погребальной обрядовости, согласно которой покойника укладывали на плот и сжигали на реке. Считалось, что по реке его душа скорее достигнет моря — царства смерти. В Индии этот обряд погребения сохранился до сих пор.

Таким образом, культовое значение воды отражает представление о связи смерти и рождения: богиня, живущая в реке, дает новую жизнь и урожай, а богиня, живущая в море, забирает души умерших. Эти представления полностью переносятся на процесс внутриутробного развития и рождения человека. Внутриутробное дитя, развивающееся в амниотической жидкости, — это потустороннее существо, предок, умерший человек, чуждый живым. Для того, чтобы он приобщился к земной жизни он должен быть омыт текущей водой и пройти огненное рождение. Излитие плодных вод вместе с рождающимся ребенком, в представлении древних, это естественный механизм приобщения души умершего к земной жизни, а появление ребенка из темноты под лучи дневного света — его огненное рождение. Таким образом, обычное рождение в воздушную среду как нельзя лучше позволяет душе умершего приобщиться к земной жизни.



Итак, внутриутробный ребенок считался потусторонним существом, душой умершего, которая обладала сверхъестественными возможностями. Эти возможности были очень полезны для жреца или предсказателя, который постоянно имеет дело с потусторонними сила-ми. Чтобы сохранить у рождающегося ребенка сверхъестественные качества, свойственные потустороннему существу, ему необходимо было остаться нерожденным, жителем царства смерти. Для этого будущего медиума рожали в особых условиях. Подготовленную женщину, когда у нее начинались родовые схватки, спускали в подземелье, освещенное лишь светом факелов. Там она дожидалась потуг, чтобы погрузиться в небольшой бассейн (стоячая вода — символ смерти), в котором и происходило рождение будущего жреца или медиума. Цель древнего обряда состояла в сохранении у новорожденного младенца статуса потустороннего существа — живого умершего, который никогда не мог стать равным живому человеку.

Этим обряд не ограничивался. Мать и дитя оставались в подземелье еще 40 дней и только по их истечении постепенно, с предосторожностями и различными ритуалами выходили на свет. Затем новорожденного воспитывали особым образом, что позволяло развить и сохранить в нем сверхъестественные способности.

Современные водные роды в свете этих мифологических представлений предстают далеко не в выгодном свете. Кроме сохранения за ребенком статуса покойника они ничего ему не дают, поскольку после водного рождения полностью отсутствует воспитание, необходимое для сохранения и развития сверхчувствительности. Но если родители хотели получить не медиума, а нормального ребенка, то зачем они сохраняли за ним статус покойника?

Интересно, что в русской деревне тоже были родильные обряды с участием воды. Если женщина никак не могла разродиться, для нее выдалбливали из цельного куска дерева «домовину» (гроб), в которую наливали воду и предлагали роженице сесть в нее. Это считалось очень эффективным, но крайним средством, когда хотели сказать, что этого ребенка живым не считают. Таким образом пытались обмануть смерть, уверить ее, что ребенок не нужен родителям, тогда она примет жертву и поможет дитяте родиться. Однако у ребенка, рожденного таким способом, была незавидная судьба, — у него не было перспектив создать семью, ведь кто захочет жить с покойником. Единственное, что ему оставалось, это отдаться служению Богу...
(с)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments